суббота, 9 февраля 2013 г.

рельеф местности ростова на дону

На трех этажах Большого дворца М.Ф. Казаков спроектировал около 120 помещений. Но замыслы зодчего по их отделке остаются неизвестными. В ходе реконструкций дворца 2005-2007 годах его интерьеры были украшены с учетом современных музейных функций. Важнейшие помещения получили ансамблевое художественное оформление по мотивам архитектурных стилей конца XVIII начала XX века. Парадную лестницу по центру здания Казаков завершил на втором этаже, где должны были располагаться апартаменты Екатерины Второй и всей «императорской фамилии». Вход же на третий этаж планировался по лестницам двух башен по бокам центральной части дворца с главного (северного) фасада. При современной реконструкции здания парадная лестница была возвышена до третьего этажа. Теперь она вертикально делит дворец на две равновеликие части, и по ней можно пройти в помещения всех этажей. Оформлена лестница в подобающе торжественном духе с применением ценных видов мрамора и обильной позолоты. Многочисленные зеркала создают интересные пространственные эффекты, усиливая впечатление от впервые созданной в Большом дворце обстановки «царской роскоши». P

Парадная лестница

Восемь угловых башен важнейшие компоненты архитектурного образа Большого дворца. При взгляде на эти сооружения вспоминаются башни Московского Кремля и древнерусских монастырей, а также подобные сооружения западноевропейских средневековых замков. Каждая из башен, в зависимости от своего местоположения на холмистой местности, имеет индивидуальный пластический образ. Все они интересны, но самым эффектными, пожалуй, надо признать башни вдоль баженовской «Березовой перспективы» и Большой (Дворцовой) поляны. Они впечатляют своей пластической мощью и живо действую на воображение. Сам М.Ф. Казаков проектировал лестницы лишь в двух башнях по бокам центральной части главного (северного) фасада дворца. Теперь они устроены еще в трех других башнях для удобств современной музейной жизни здания. Все лестничные пространства декорированы с применением современного архитектурно художественного дизайна. Оригинальные светильники на тумбах, ажурные кованые решетки и прочие необходимые элементы эмоционально оживляют определенную пластическую скупость интерьеров казаковских башен. P

Трудно сказать, понравился бы обновленный вид Большого дворца Екатерине Второй, Потемкину и самому Казакову. Но большинство сегодняшних зрителей радуется нарядному виду дворца, напоминающего сказочные чертоги.масштабов чуть ли не парковых беседок. Ничего сходного с изысканными баженовскими фантазиями не имеет и декор постройки. Пропорции всех деталей кажутся грубовато преувеличенными, а каменная пластика суховатой. Гармонии между творениями двух зодчих явно не получилось. Впрочем, издавна спорят, испортил или не испортил Казаков первоначальный замысел баженовского ансамбля. В обоих случаях возникают интригующие вопросы, почему и как все получилось

В конце XVIII железные кровли дворца были выкрашены черной краской и придавали ему мрачноватый вид. Теперь они получили более приятный для глаз салатно-зеленый цвет. Но главное другое. В 1790-х годах М.Ф. Казакову не довелось украсить крыши дворца тем пышным архитектурным декором, какой им первоначально задумывался и был одобрен Екатериной Второй. Современные архитекторы решились воплотить в жизнь неосуществленные замыслы зодчего. Все высокие кровли реконструированного здания украсились множеством декоративных «финтифлюшек». Некоторые из них даже позолочены и эффектно поблескивают в лучах солнца.

К началу XXI века от Большого дворца остались лишь основные стены. В 2005-2007 годах была осуществлена его полномасштабная реконструкция. Общие формы и пропорции здания в целом достоверно воссозданы, но важно обратить внимание на существенные различия между его историческим и нынешним обликом.P

Большой дворец, как и весь царицынский ансамбль XVIII века, остался недостроенным и невостребованным в качестве императорской резиденции. Брошенный на произвол судьбы, он уже в начале XIX столетия стал разрушаться и зарастать живописной зеленью наподобие античных руин. PТому способствовало заурядное разворовывание сначала съемных деталей (оконных и дверных переплетов, стекол, полов), а потом и всего остального. Уже в 1810-х годах исчезли колоннадные портики главных входов. К середине XIX века рухнули межэтажные перекрытия, а вскорости и остатки железных крыш. Большой дворец превратился в исполинскую развалину.

Парковая сторона дворца кажется лиричнее и уютнее его парадного (северного) фасада. Богатый белокаменный декор стен выглядит здесь сочнее и пластичнее, живо напоминая богатое узорочье древнерусского зодчества XVII века.P

Все фасады Большого дворца одинаковы по архитектурным элементам. Но у каждого свой собственный художественный образ, созданный М.Ф. Казаковым с учетом холмистого рельефа местности. В связи с этим интересно обойти здание по всему периметру, примечая индивидуальные особенности его архитектурных деталей.P

Парковый (южный) фасад

Казаков претворил в этой постройке тот же «готический вкус», что и Баженов. Но ни в общих пропорциях, ни в декоре нового здания он даже не пытался следовать оригинальному стилю своего прославленного предшественника. Гигантское сооружение потребовало перед собой парадной площади, а поэтому обрекло на снос близлежащие Кавалерский и Камер-юнфарский корпуса. Своей громадной массой оно буквально выталкивает миниатюрный Малый дворец с его площадки на холме-пирамиде. На фоне Большого дворца все здания Баженова (кроме Кухонного корпуса) зрительно «съеживаются» до масштабов чуть ли не парковых беседок. Ничего сходного с изысканными баженовскими фантазиями не имеет и декор постройки. Пропорции всех деталей кажутся грубовато преувеличенными, а каменная пластика суховатой. Гармонии между творениями двух зодчих явно не получилось. Впрочем, издавна спорят, испортил или не испортил Казаков первоначальный замысел баженовского ансамбля. В обоих случаях возникают интригующие вопросы, почему и как все получилось…

Большой дворец вносит особый вклад в копилку исторических тайн царицынского ансамбля.

Главный (северный) фасад Большого дворца выглядит не менее репрезентативно, чем, например, фасад знаменитого Екатерининского дворца в Царском селе. Со сносом баженовского Кавалерского корпуса Казаков планировал разбить перед дворцом парадную площадь с памятником или обелиском в ее центре.P

Большой дворец Екатерины Второй строился М.Ф. Казаковым в 1786-1796 годах на месте и взамен трех баженовских дворцов, снесенных по повелению императрицы. Здание имеет трехчастную структуру в духе классицизма XVIII века. В трехэтажном центральном корпусе – длинном, но довольно узком предусматривались парадный зал-галерея, а также приемные и вестибюльные залы. Двухэтажные боковые корпуса более широкие и квадратные в плане отводились под анфилады жилых и служебных помещений. В западном ( обращенном к прудам) корпусе разместились бы покои самой Екатерины, а в восточном (обращенном к Хлебному дому) апартаменты ее сына цесаревича Павла Петровича и его семейства. Парадные входы по обеим сторонам центральной части здания оформлены высокими колоннадными портиками и протяженными балконами на верхнем ( третьем) этаже.

Главный (северный) фасад

         

Запомнить меня на этом компьютере

Музей-заповедник "Царицыно"

Комментариев нет:

Отправить комментарий