суббота, 9 февраля 2013 г.

создание исторического колорита в художественном произведении

Отдельное место в экспозиции занимали работы Н. Л. Аронсона одного из наиболее значительных скульпторов так называемого «русского зарубежья». Его парижские портреты близки символизму и импрессионизму.

Живопись Казанской школы выделялась декоративными натюрмортами Л. А. Плетнёва и рядом произведений М. А. Демидова. Это портреты, пейзажи, жанровые композиции. В них присутствовал свойственный для этой школы дух эксперимента, свободы формотворчества, осмысление культурного наследия, умение ориентироваться в многообразии форм искусства.

Петербургской школе ближе произведения фантазийного, мистического характера, как, например, в женском портрете А. И. Столбова «вятского декадента», символиста, находившегося под сильным влиянием творчества М. А. Врубеля. Мечтательность, театральность, уход в другие миры были характерны для декоративных акварелей художника Л. В. Куклина. Романтическая школа А. И. Куинджи чувствовалась в этюдах А. А. Рылова.

Большую часть экспозиции составили произведения лирического пейзажа-настроения живописцев объединения «Союз русских художников». Это преподаватели и ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди них А. В. Исупов, А. А. Репин, Л. А. Сырнев, Д. В. Поленов, Н. Н. Хохряков и другие. Акцент был поставлен на работах А. В. Исупова русского периода с характерными для союзовцев национальными пейзажными мотивами, сложной техникой живописной культуры.

Вернёмся к произведениям искусства. Эмоциональное настроение зала создавалось работами, очень разными по манере письма, образному решению, выбору темы. Среди авторов представители московской, петербургской, казанской школ. Сразу следует оговориться, что преимущественно экспонировались картины и этюды местных художников и вятской молодёжи, обучавшейся в художественных вузах Москвы, Петербурга, Казани.

Экспозиционной находкой данного зала можно считать своеобразный фотографический коллаж (3 х 2 м), составленный из портретов кружковцев. Большинство фотографий зрители увидели впервые. Дизайнерское решение данной фотокомпозиции было выполнено в духе культуры модерна и вызывало большой интерес у посетителей.

Члены Вятского художественного кружка. 1910-е

В культуре Вятки начала ХХ столетия событием стало устройство художественных выставок. Воплощение этой идеи легло в основу создания новой экспозиционной зоны с условным названием «Вятские вернисажи». В результате исследовательской работы из музейных фондов были отобраны произведения изобразительного искусства местных и столичных авторов, которые были или могли быть на вятских вернисажах периода 1900 1910-х гг. Зрительный ряд экспозиции дополнялся архивными материалами, особенно ценными оказались каталоги выставок. Это документы времени, которые несли важную для нас информацию, свидетельствовали о серьёзной научно-просветительской работе членов кружка, выступавших в роли лекторов, художественных критиков, теоретиков искусства.

Здание художественно-исторического музея. Фотография С. А. Лобовикова. 1910

В следующей, информационной, зоне можно было прочитать аннотацию о выставке и ознакомиться с подлинными архивными документами: журналами и отчётами, прошениями кружка в губернское земское собрание и земскую управу, докладными записками, сведениями о заседании Правления. Эти уникальные экспонаты, предоставленные ГАКО, давали возможность войти в круг проблем творческого объединения, увидеть те задачи, которые стояли перед кружковцами, и понять пути их решения. В этом же интерьере находились фотографии С. А. Лобовикова с видами старой Вятки. Они создавали определённый культурный фон, помогавший почувствовать колорит художественно-исторической эпохи, знакомство с которой предстояло зрителю в следующем зале.

Момент «вживания» в экспозицию начинался уже в фойе музея, где зрителя встречала фотография членов Вятского художественного кружка. Сам снимок напоминал прекрасно срежиссированную «живую картину». Объединяющая внутренняя идея, вера в свои творческие силы создавала приподнятое настроение её героев, среди которых Арк. Васнецов, С. Лобовиков, Н. Румянцев, А. Столбов, Н. Хохряков.

Всё выставочное пространство было разделено на несколько смысловых зон, имевших своё идейное содержание, определённую эмоциональную и художественную среду. Такая многоплановость экспозиционного решения не разрушала его единства и целостности, а, напротив, создавала насыщенное и динамичное поле музейной культуры.

В 2009 г., в год столетия кружка, были мобилизованы творческие силы многих исследователей, результатом работы которых оказались научные статьи, доклады, выступления на конференциях. Особо следует сказать о выставке «Малая Третьяковка в Вятке», развернувшейся в девяти залах художественного музея. Научная концепция выставки, её экспозиционное моделирование, отбор музейных предметов были направлены на выявление значимости Вятского художественного кружка и его роли в формировании культурного имиджа Вятки в прошлом и настоящем.

Как это ни печально, но до сих пор тема, связанная с деятельностью Вятского художественного кружка своеобразного основания, фундамента, на котором построен художественный музей в Вятке, остаётся мало изученной. Мы находимся только в начале пути осознания этого уникального феномена для местной и отечественной культуры в целом.

В первое творческое объединение входили представители местной и столичной интеллигенции, торгово-промышленного мира, духовенства. Некоторые личности получили широкую известность. В их числе братья В. М. и А. М. Васнецовы, Н. Н. Хохряков, Н. Н. Румянцев, А. В. Исупов, Н. Г. Машковцев, А. А. Рылов, С. А. Лобовиков, З. Д. Клобукова, московские меценаты М. К. Морозова, С. И. Щукин, И. А. Морозов. Другие стали темой исследования небольшого круга специалистов и вошли в научный оборот совсем недавно, к примеру, художники З. Н. Алафузова, А. И. Столбов, Л. А. Сырнев, А. А. Репин, коллекционер А. А. Андреева. Список кружковцев к 31 декабря 1910 г. состоял из 96 человек, проживавших в разных городах: Вятке, Слободском, Нолинске, Москве, Казани, Уфе, Томске, С.-Петербурге, Вологде, Сергиеве Посаде, Чите, Париже. Были годы, когда в состав объединения входили более 100 человек. На сегодняшний день о судьбе многих членов кружка остаётся больше вопросов, чем ответов.

В то время, а именно, 22 февраля 1909 г., открылось первое творческое объединение местных художников Вятский художественный кружок, сплотивший вокруг себя все творческие силы провинциальной глубинки. Сложно переоценить социальную роль кружка, в задачи которого входило «содействие развитию изящных искусств в Вятском крае». Основные приоритеты были направлены на устройство художественных выставок, создание художественного музея, рисовальной школы.

Первое десятилетие ХХ в. для Вятки было необычайно плодотворным в развитии интеллектуальной жизни создание театральных, музыкальных, литературных обществ, клубов, кружков, объединений формировало в городе и губернии своеобразную культурно-эстетическую среду.

(к 100-летнему юбилею)

Выставка «Малая Третьяковка в Вятке» как отражение деятельности вятского художественного кружка

Герценка: Вятские записки -

Комментариев нет:

Отправить комментарий