суббота, 2 февраля 2013 г.

борьба церкви и науки в эпоху возрождения

Впервые в качестве методологической основы критики используется скептицизм, наиболее ярко проявившийся во Франции во второй половине XVI в. у Э. Доле (сожжен в 1546 г.), Ж. Балле (сожжен в 1574 г.), Ж. Бодэна (1530-1596), М. Монтеня (1533ЂЂЂ 1592). Сомнение, возведенное во всеобщий принцип мышления, стало орудием борьбы против . Разрабатывался позитивный аспект атеизма ЂЂЂ новое учение о человеке. Трусости, самоунижению, покорности, презрению к самому себе, провозглашенным м, первые идеологи ранней буржуазии, гуманисты XV в. противопоставили достоинство, самоуважение личности, ее право на земное счастье, независимость и свободу.

Несмотря на непоследовательность, атеизм эпохи Возрождения представлял собой новую ступень в развитии атеизма, знаменующую начало решительного наступления на религию.

Большую роль в освобождении науки и от продолжала играть теория «двойственной истины», характерная главным образом для продолжателей линии аверроизма (Помнонацци, Телезио, Ф. Бэкон). Однако в пантеистических системах Бруно и Ванини наметилось преодоление учения о «двойственной истине»: признание тождества мира и бога предполагает единственность истины, в данном случае научной, философской; же рассматривается как заблуждение.

итальянских гуманистов XV в. и кончая Ф. Бэконом, передовые мыслители возрождали идеи античности, прежде всего Демокрита, Эпикура, Лукреция. В некоторых сочинениях (например, в «Хароне» Джан Джовиано Понтано) продолжены традиции Лу-киана. Мыслители, Возрождения развили гениальные догадки древних о бесконечности и несотворепности Вселенной, об активности и самостоятельности человека, о происхождении и роли в обществе. Выли продолжены и прогрессивные традиции средневековых вольнодумцев: рационалистический подход к священным книгам, раскрытие отдельных противоречий христианства, антиклерикализм, борьба с авторитаризмом и догматизмом .

Атеизм эпохи Возрождения был синтезом идей свободомыслия античности и средневековья. Начиная с

Общая характеристика атеизма Возрождения

В XV в. был раскрыт заговор против папы Павла среди членов Римской академии, которые, по донесениям агентов, отрицали существование бога и души. Гуманист Бартоломео Платина (1421ЂЂЂ1481), описавший подробности этого заговора, утверждал, что сомнение в существовании бога было характерно для многих философов и даже теологов того времени. Атеист Джулио Ванини (1585ЂЂЂ1619) заявил: «Мы видим ныне большое количество охваченных эпикуреизмомЂЂЂ это ЂЂЂ люди весьма ученые и образованные, что не говорит об их религиозности». О большом количестве свободомыслящих говорит и анонимный автор трактата «О трех обманщиках»: «Кто мог бы, кстати, предположитьЂЂЂ что в Италии, главном центре христианства, скрывается столько вольнодумцев, чтобы не сказать атеистов»

Навигатор. Атеизм эпохи ВозрожденияВ эпоху Возрождения в недрах феодального строя зарождается новый класс ЂЂЂ буржуазия, политические и экономические интересы которой столкнулись с католической церковью ЂЂЂ крупнейшим феодалом Европы. Наиболее ярко борьба буржуазии против феодализма проявилась в отношении к и церкви. Именно в эту эпоху появилась буржуазная культура с антицерковной направленностью., Оппозиция по отношению к католической церкви выразилась, с од- ЂЂЂ ной стороны, в виде протестантизма, с другой ЂЂЂ в виде материалистических и атеистических учений. Несмотря на то что церковь жестоко преследовала свободомыслящих, сжигая на кострах, гноя в тюрьмах, выступления против захватывали все большую прослойку идеологов ранней буржуазии. Наиболее прогрессивные из них вы-ступали не только против католицизма, но и против появившегося в первой половине XVI в. протестантизма, вообще христианства (например, Дж. Бруно). К середине XVI в. впервые стали употребляться термины «деист», «атеист». И хотя атеизм в это время не являлся массовым, свидетельства современников позволяют судить о значительном расширении круга свободомыслящих по сравнению с предыдущей эпохой и о новом характере их свободомыслия, нередко приходящего к отрицанию бытия бога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий